Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 31 г. Борисова"
телефон: 80177 74-38-01; 80177 74-38-50
email: sad31@rooborisov.by
Минская область, г. Борисов, бульвар Комарова, 12.

Учитель-дефектолог

 

Консультация для родителей: «Подготовка руки дошкольника к письму с помощью пальчиковых игр и графических упражнений»

Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе.

Чтобы подготовить ребенка к этому процессу и облегчить будущему первокласснику процесс овладения письмом, в дошкольный период можно сделать очень многое. Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

-развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),

развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке).

Подготовка руки к письму: система упражнений для пальчиков.

Ниже приведен один из комплексов упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой.

Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

Множество  пальчиковых игр вызывают непринужденный интерес у детей.

Пальчиковая гимнастика «Ежик –портной»

Разложил иголки еж.

Не проедешь, не пройдешь

(пальцы расставить в стороны)

Всем в лесу одежду шьет

И бесплатно раздает

(попеременно разжимать и сжимать пальцы)

Медведю - кафтан,

Лисе – сарафан,

Заиньке – майку,

Белочке – байку,

А волку зубастому – рубаху цветастую

(загибают пальчики поочередно в кулак, начиная с большого)

 

Пальчиковая гимнастика «Кораблик»

По реке плывет кораблик,             (Ладони соединить лодочкой.)

Он плывет издалека.                   (Волнообразные движения руками.)

На кораблике четыре                 (Показать одновременно по 4 пальца на каждой руке.)

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке.                 (Сложить обе ладони к макушке.)

У них длинные хвосты.                (Пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны.)

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты.     (Растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения.)

 

 

Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Интересные «ручные работы» для детей придумал автор первой в мире системы обучающих игр для малышей Ф. Фребель в 19 веке (складывание из бумаги – аналогия современного оригами, конструирование из гороха и палочек, выкладывание фигурок из палочек и лучинок, нанизывание, плетение узоров из полосок бумаги, пальчиковые игры). Упражнения для развития «ручной умелости» входили и в систему заданий для детей, разработанную М. Монтессори (вкладыши, рамки для застегивания и шнуровки и другие), в систему Л.К. Шлегер (работа с глиной, песком, деревом, бумагой и картоном).

    Упражнения, способствующих развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму:

Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

- выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,

 - конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,

 - конструирование из бумаги и картона,

 - плетение шнуров из ярких цветных веревочек,

 - работа на детском настольном ткацком станочке,

 - изготовление поделок из проволоки,

 - нанизывание бусин и изготовление детских бус,

- изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),

- пальчиковые игры,

- штриховки,

 - изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),

- раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),

- рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),
- дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,

- обведение рисунков по точкам,

- выкладывание из спичек, счетных палочек  фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).
- плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров,

- изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму).

 - задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),

- рисование на доске мелом, цветными мелками,

- оригами,

- изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).

Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?

Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у ребенка мелкая моторика и готова ли его рука к письму. Возьмем два простых задания.

Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).

Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки: - вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера, - линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании, - ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.

Задание 2. Шриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.

Если рука недостаточно хорошо развита, то ребенок станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).

Получается, что для подготовки руки дошкольника к письму специальных, особенных занятий проводить с ребенком и не надо. С этими заданиями  в состоянии справиться каждый родитель. Надо просто играть. Играть в мозаику, шнуровку,  пальчиковый театр, творить, лепить, клеить, резать, сгибать, собирать и прочее. Занимайтесь этим регулярно по 10 -20 минут в день, это отличный повод для совместного времяпрепровождения ребенка и родителей. Проводите занятия, когда у ребенка хорошее настроение и положительный настрой. Результат не заставит себя ждать.

 

Использованные источники:

  1.  Боровская, И.К. Учимся рассказывать и говорить правильно: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образоват. программу специального образования на уровне дошк. образования / И. К. Боровская  –Минск: Нар. асвета, 2013. – 111 с. : ил.

2. Букиневич ,Е.С. Лагунович А.Л. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и общество» / Е.С. Букиневич ,А.Л.Лагунович. - Мозырь: Содействие, 2011.-104с.

3. Громова, О.Е. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.

4. Кислякова, Ю.Н. Развитие речи. Лексика и грамматика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образоват. программу спец. образования на уровне дошк. образования / Ю.Н. Кислякова  – Минск: Народная асвета, 2014. – 111 с. : ил.

Причины речевых нарушений могут быть самые разные:

1. В период беременности — различная внутриутробная патология, на ранних сроках, токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору, родовая травма, недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания во время родов. Употребление никотина, алкоголя и наркотиков.

2. В первые годы жизни ребёнка — инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцифалиты, ранние желудочно-кишечные расстройства, а также травмы головы, сопровождающиеся сотрясением мозга.

3. Наследственные факторы.

4. Снижение или отсутствие слуха: дети учатся говорить через подражание, и если они не слышат, то и говорить правильно не смогут.

5. Неправильное воспитание в семье: когда старшие, умиляясь детскому лепету, слишком долго "сюсюкают" с ребёнком, повторяют его речевые ошибки и не дают возможности научится правильному произношению.

6. Недоразвитие фонематического слуха. При этом ребёнку трудно различать похожие звуки: например, он не слышит разницы между звонким [б] и глухим [п], твёрдым [c] и мягким [c'] и т. д.

7. Подражание неправильному произношению кого-либо из членов семьи.

8. Анатомические причины: укороченная подъязычная уздечка, дефекты строения челюсти и зубов, слабые мышцы языка.

Если ребёнок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года, не теряйте времени, срочно обращайтесь к специалистам: неврологу, логопеду, детскому психологу, дефектологу. Чем раньше вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из неё. Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребёнку невролог.

Коррекция речи возможна и наиболее эффективна именно в дошкольном возрасте. Чем старше ребёнок, тем сложнее исправить у него речевые ошибки, а в школьном возрасте они обязательно отразятся и на овладении письмом и чтением. Однако,  хочется отметить, что успех в коррекции речевого развития малыша зависит не только от уровня квалификации учителя-логопеда, но и от заинтересованности и активной помощи родителей ребёнка.

Для нормального речевого развития малыша общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон). Необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослыми.

 

 

Уважаемые папы, мамы, дедушки и бабушки, вот несколько советов по развитию речи ребёнка в семье.

1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с малышом. Больше разговаривайте с ним, обращайтесь к нему с вопросами.

2. Помните, что основные собеседники для ребёнка — папа, мама, бабушка и дедушка.

3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с младшим братом или сестрой.

4. Приобретайте различные художественные альбомы, картинки, книги и рассматривайте их вместе с ребёнком.

5. Предложите ребёнку соревнования с участием всех членов семьи "Сочиним сказку", "Кто больше знает слов", "Скажи какой?" и т. д. Не забывайте употреблять пословицы, загадывайте загадки, учите с ребёнком стихотворения. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки стихотворений, рассказов.

6. Организовывайте прогулки  и учите ребёнка рассказывать о проведённом времени, на отдыхе.

7. Каждое новое и непонятное слово обязательно разъясняйте своему малышу.

Версия сайта для слабовидящих